avatar ru-railway

Железные дороги России



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

14 февраля 2018, 00:08

Свирь – Мурманск: некоторые пассажирские расписания.


Итак, логическое завершение моего предыдущего поста. Выкладываю имеющиеся у меня архивные расписания по описанному участку и другим ответвлениям.Историю строительства линий и веток описывать не буду, а перейду сразу к теме.Начну с самого вкусного, на мой взгляд, участка: железнодорожная ветка Апатиты – Кировск-Мурманский (город Кировск или Хибиногорск).Расписание движения электропоездов Апатиты – Кировск из Расписания движения пассажирских поездов за 1964 год:

Из Указателя пассажирских сообщений за 1969 год. 7 пар электропоездов — это максимальные объёмы движения пригородных поездов, когда-либо существовавшие на этом участке:

Из Указателя пассажирских сообщений за 1983 год. Электропоезда уже курсируют 4 раза в день и только по рабочим дням, а также отсутствует движение пригородных поездов от станции Мурманск до станции Комсомольск-Мурманский (линия Мурманск – Ваенга):

Из Указателя пассажирских сообщений за 1986 год. Электропоезда также курсируют 4 раза в день по рабочим дням:

Из Расписания движения пассажирских поездов за 1988 год. Увеличение до 5 пар электропоездов, и по-видимому ежедневных:

Из Расписания движения пассажирских поездов за 1989 год. За год ничего не поменялось:

Щедрость от МПС/КПСС на фоне кризиса в стране?Интереснейшее своё фото на просторы сообщества Ru-railway когда-то выложил пользователь gorlum220. Электропоезд Ср3 прибывает на станцию Апатиты-3 (официально Апатиты-Восточные, закрытые где-то в начале 2000-х годов):

СР3_Апатиты-3.jpg

СР3_Апатиты-3_2.jpg

Пользователь пишет — сделано в 80-е годы. Он же сообщает о том, что Электрички, помню ходили ещё в 94-ом.Ещё одно историческое фото частенько встречается на просторах Интернета. Электропоезд на станции Кировск-Мурманский, видимо дневной отдых:

СР3_Кировск.jpg

Автор не известен, и сделано, предположительно, также в 80-е годы ушедшего века.В 1990-х годах движение сократилось до двух-трёх пар электропоездов и полностью прекратилось в 1996 году. Удивительно, но в этом же году в пустующем здании вокзала Кировска произошёл пожар...

image.jpg

Тогда же в 1996 году прекратилось движение многих пригородных поездов Мурманской области. Этому заполярному региону не повезло — после распада СССР, он стал одним из первых, где массово отменяли пригородные пассажирские поезда.Постепенно перешли к пригородным поездам, станцией отправления которых была Мурманск.В интернете встречается информация о том, в советское время в Мурманске было весьма интенсивное движение электропоездов. Однако я пока не нашёл этому убедительных подтверждений и тем более расписаний.Однако одно из имеющихся у меня подтверждений я приводил выше и продублирую ещё раз. В нижней части таблицы представлено расписание пригородных поездов от Апатит до Кировска (Хибиногорска) и от станции Мурманск до станции Комсомольск-Мурманский. Станция Комсомольск-Мурманский находится на 7-ом километре линии Мурманск – Ваенга, в северной части города:

Как видите, аж 6 пар пригородных поездов, правда неясно что за подвижной состав использовался. Скорее всего в 70-е годы движение этих поездов на север прекратилось.Дополняю: перегон Мурманск – Комсомольск-Мурманский был электрифицирован примерно в конце 1950-х годов. Из всего этого я сделаю смелое утверждение — по части линии Мурманск – Ваенга курсировали электропоезда. Позже движение пригородных поездов, скорее всего, стало не востребовано — все поезда отменили, а электрификацию сняли.До самой станции Ваенга пассажирское сообщение, вероятно, исчезло в 50-е годы.Список остановок линии: о.п. 2 км, блокпост 3 км, о.п. 4 км, блокпост 5 км, станция Комсомольск-Мурманский, станция Мохнаткина Пахта (16 км), о.п. Сафоново Мурманское (бывшая станция), станция Ваенга (30 км), бывшая станция Ваенга (35 км, разобрана). На бывшей станции Сафоново-Мурманское сохранилось станционное здание, а недалеко от неё находится посёлок Сафоново-1 (входит в состав ЗАТО Североморск).Линия очень сильно петляет и извивается, соответственно долгое время в пути возможно и поспособствовало отмене поезда.Некоторые ценные сведения приводит известный исследователь железных дорог Сергей Болашенко:В июне 1997 года на вокзале Мурманска было расписание пригородных поездов — 5 до Лопарской и 2 до Оленьей, у каждого пометка "отменён".Ещё один пользователь, житель Кандалакши, пишет так:Сообщение Мурманск – Оленегорск представлялось одной парой электричек. В те годы (до 1996 года) из Мурманска отправлялась утром, обратно из Оленегорска в 15.35 (1994 год).Оленегорск – Апатиты тоже была электричка, в начале 90-х курсировала как-то в дневное время, позже была из Апатит с утра, а из Оленегорска в районе 16.00.Ещё кстати что-то ходило и в Мончегорск.Другой пользователь, будучи студентом в те годы, сообщает мне следующее:Могу лишь направления вспомнить: дизель Мурманск – Никель; электропоезда Мурманск – Лопарская, Мурманск – Оленья (Оленегорск), Мурманск – Кандалакша, Апатиты – Кировск; в 90-е появилась и умерла Мончегорск – Мурманск (уходила рано утром и вроде 5 часов шла); Оленегорск – Мурманск (шла где-то часа 3), обратно уходила с Мурманска перед 15-ым поездом и прибывала после него. До Лопарской для грибников ходила утром и назад днём: помню Ср3 и ЭР2 ("плоскомордая" до отмены).Электропоезд Мурманск – Кандалакша кажется невероятным, но может это был экспресс? Ведь со всеми остановками придётся ехать не менее семи часов. Или может данный участок преодолевался одним составом, а в расписании поезда были разбиты по Апатитам.Линия Мурманск – Заполярный – Никель-Мурманский. Кое-что из расписаний поездов на Заполярный и Никель есть на сканах выше. Их было два. Лишь намного позже один из поездов отменили, а другой перевели в разряд пригородных.Расписание поездов на Заполярный и Никель за 1989 год:

Расписание поездов на Никель из Указателя за 1983 год. Было даже движение поездов, а скорее всего прицепных вагонов, до станции Печенга:

Из Указателя за 1986 год:

В 1983 и 1986 года ещё сохранялось движение поезда по ветке Луостари – Печенга. В последующие годы он исчез из расписаний, и логично предположить, что его отменили. Очевидно, что это был самый северный поезд СССР!Архив сайта Андрея Уланова unla.webservis.ru показывают такое расписание на Никель 2013 года:

Ветка Пяйве – Килп (посёлок Килпъявр). Ветка начинается от станции Пяйве, линии Кола – Никель, и заканчивается в посёлке Килпъявр. В этом посёлке располагается военный аэродром. Железная дорога вероятно построена для военных нужд и обслуживания аэродрома. Свидетельств о существовании пассажирского сообщения по ветке я не нашёл, и скорее всего его никогда не было.Вернёмся к самому Мурманску. Интересные сведения представляют служебные расписания и расписания так называемых рабочих поездов. Однако никаких официальных пригородных в самом Мурманске, не считая поезда в Заполярный/Никель:– расписание пригородных и рабочих поездов по станции Апатиты на весну-лето 2002 года — смотрите здесь;– служебное расписание пригородных и пассажирских поездов Мурманского отделения ОЖД на 2008/2009 год — смотрите здесь.В 2011 году свершилось грандиозное событие — после очень долгого перерыва вновь возродили пригородное сообщение в виде электропоезда Мурманск – Апатиты. Первоначально он ходил ежедневно, но с 2013 года оставили лишь по пятницам и воскресеньям. Возможно тогда же подвижной состав под этот маршрут заменили на локомотив с вагоном.Расписание этого электропоезда на лето 2012 года:

Архивы сайта Андрея Уланова unla.webservis.ru дают такую информацию на Мурманск, расписание 2013 года:

У пригородного поезда на Апатиты значатся остановки по уже давно не действующим платформам перегона Мурманск – Кола, как 1441 км и 1439 км. По опыту своей поездки 2015 года припоминаю, что на данном перегоне поезд нигде не тормозил. Хотя возможно, это просто время прохождения мимо этой платформы.Также в 2015 году я видел какие-то платформы из окна поезда. Панорамы сервисов Google-maps и Яндекс-карты дают посмотреть с моста на кое-что. Остановочный пункт 1441 километр от Яндекса и от Google:

о.п.1441км.jpg

о.п.1441км_гугл.jpg

Платформа низкая, длина около 100 метров. От неё ведёт тропинка на дорогу к жилому району, находящемуся на возвышении. По длине как раз подходит под 4-ёх вагонный электропоезд. Интересно, насколько она была востребована? Расположение платформы конечно косвенно свидетельствует о интенсивности движения электропоездов. Ведь ради 3-4-ёх пар пригородных, скорее всего, не стали бы утруждаться с постройкой платформы в таком не самом удобном для пассажиров месте, особенно после распада СССР и уж тем более сейчас.На сайте railwayz.info есть такой интересный снимок вокзала Мурманска:

Мурманск.jpg

В комментарии сказано: Открытка издательства "Плакат", Москва, 1988. Тип. Коммунар, цена 10 коп. Автор фото не указан.Фото привлекло меня тем, что в самом низу справа видно часть пантографа, и скорее всего это пантограф электропоезда.Ах да, добавлю под конец — обратите внимание на количество пассажирских поездов, следовавших в Мурманск. Как между ними на однопутку впихивали пригородные поезда (которых было всё таки не так уж и мало), я что-то не могу понять. А ведь ещё грузовое движение было.Теперь по Мончегорску. Совсем недавно нашёл следующую интересную информацию (по материалам газеты Гудок): В советские годы станция была и пассажирской — в 1966 году началось движение пригородных электропоездов до Оленегорска. Как писали местные газеты того времени: Сбылась мечта мончегорцев о скором и удобном сообщении с областным центром и городом Оленегорском. В начале ноября состоялся торжественный митинг, посвященный первому маршруту пассажирского электропоезда по ветке Мончегорск-Оленья. Его открыл первый секретарь Мончегорского горкома КПСС Т.Ф. Сладкович.Пассажиры отметили, что в вагонах было тепло и светло, они очень удобны. Электропоезд за полчаса доехал до станции Оленья и отправился в обратный рейс. Время в дороге для всех пролетело быстро и незаметно. 31 километр железнодорожной ветки поезд проезжал за полчаса. Довольно таки быстро. Но сколько рейсов и какое расписание было у этого поезда? Пока эта тайна остаётся не раскрытой.Пользователи выше возможно сообщали о появлении именно беспересадочного электропоезда в Мончегорс

Источник: https://ru-railway.livejournal.com/3219426.html