avatar ru-railway

Железные дороги России



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

04 декабря 2018, 21:42

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018


Паровозы, эпоха которых ушла в прошлое, прочно, тем не менее, вошли в культуру как один из символов железной дороги, да и вообще достижений человеческой мысли. А кроме того, небольшое количество паровозов по-прежнему действует, и в последние годы всё чаще используется на разных туристических ретро-маршрутах. А осень 2018 года преподнесла нам запуск и вовсе регулярного пассажирского поезда на паровозной тяге. Произшло это в Тверской области, на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Разговоры о предстоящем его запуске шли больше года, но в Осташкове никак не могли сделать разворотный треугольник для паровоза. Я всё ждал, и уже думал было, что на этой идее поставили крест, как этим летом вдруг появилась новость, что с конца сентября пригородный поезд Бологое - Осташков раз в неделю (по субботам) будет ходить под паровозом. Разумеется, я сразу же решил осенью туда поехать. И осуществил это в итоге 20 октября — в четвёртый паровозный рейс.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

Ехать первым рейсом, который состоялся 29 сентября, я сознательно не захотел, понимая, какой будет ажиотаж (а хочется более спокойной обстановки), потом хотел ехать вторым, но отложил ещё на две недели. Поначалу я собирался ехать один, но ближе к делу "оброс" попутчиками — нас в итоге сложилась компания из троих человек. Со мной поехал Андрей

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

andrew_rewsr и его приятель Евгений. Правда, вместе мы только проехали этим поездом, и потом в тот же день походили по Осташкову, после чего разделились: ребята на следующий день отправились в Нилову пустынь (где я не был) и обратно в Питер, а я — на исток Волги, и дальше немного продолжил путешествие (но об этом позже). Из Бологое поезд отправляется в 9-25 утра, и добраться к нему из Питера мы решили ночным поездом Петербург - Москва. После полуночи встречаемся на Московском вокзале, садимся в плацкартный вагон (Андрей и Женя покупали билеты отдельно от меня, и позже, но вагон у нас был один), и 55-й скорый в ночь увозит нас в Тверскую область. Я купил маскимально дешёвый билет — на верхнюю полку у туалета, и без белья.2. Ехать всего пять часов, прибытие, чуть свет, в пол седьмого, но поспать удалось. Предрассветное Бологое встречает осенним холодком — около нуля градусов. А за неделю до этого погода в Питере стояла почти летняя.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

3. До нашего поезда почти три часа. Пока коротали время на вокзале, рассвело, и я пошёл на перрон. А там — хороший вид на паутину проводов и рельсов.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

4. На фоне неба:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

5. Бологовское утро. Слева виден пригородный поезд до станции Сонково под тепловозом ТЭП70.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

6. И паровоз. Но пока ещё не тот, что повезёт нас в Осташков, а тот, который памятник.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

7. Потом, пока было время до поезда, мы пошли погулять по утреннему городу, в котором я уже был летом 2013 года (когда впервые ездил по Бологое-Полоцкой дороге). На площади — ещё один паровоз-памятник, которого тогда ещё не было, и довольно необычная водонапорная башня.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

8. Рядом — памятник истребителю Як-1:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

9. Бывшее веерное депо:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

10. Утренние бологовские улочки. В городе "между Ленинградом и Москвой" живёт чуть больше 20 тысяч человек, и городом он стал именно благодаря железной дороге, до этого будучи селом, известным с 15 века.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

11. Бологое примерно такое же, каким было пять лет назад. Обаяние тихой провинции. На дворе — конец золотой осени.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

12. Озеро Бологое:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

13. Этой чаовенки в сквере, вроде, не было в мой первый приезд:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

14. Дошли до Троицкой церкви начала XIX века и поворачиваем обратно к вокзалу.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

15. Вдалеке виден Заводской микрорайон из девятиэтажных домов. В первый приезд я до него тоже не доходил.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

16. Ну а мы возвращаемся на вокзал. Поезд уже ждёт нас. В голове красавец-паровоз Су-250-74, построенный в 1948 году (а сама эта модель разработана ещё в 1920-е годы). Он уже пыхтит паром, наводя на публику трепет и восторг. Пассажиров, ожидаемо, много. Люди фотографируют паровоз беспрерывно.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

17. Причём не только пассажиры, но и бригада стоящего рядом электровоза:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

18. Соседство эпох (кстати, электровоз ЧС2Т, который справа, — тоже уже довольно старая модель):

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

19. В поезде два сидячих вагона. Ретро-атмосферу создали не только паровозом, но и перекраской вагонов в старый-добрый зелёный цвет. Ещё и сделали на вагонах эмблему "БПЖД" — Бологое-Полоцкая железная дорога.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

20. Напомню, что этот поезд остаётся обычным пригородным, и ездят на нём по таким же обычным билетам. Конечно, среди пассажиров (особенно в первые рейсы) очень много путешественников, но много и местных жителей, которые этим поездом ездили всегда. В остальные дни он ходит под тепловозом, но вагоны всё равно зелёные.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

21. Проводницы одеты в форму 1949 года:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

Садимся в вагон. Мест для всех пассажиров едва хватило. По расписанию паровоз даёт громкий гудок, и мы трогаемся, через несколько минут свернув со скоростной магистрали навстречу лесной глуши. С виду, вроде бы, и всё обычно, если смотреть изнутри. Но мысль об этом нарушают густые клубы пара за окном и характерные паровозные гудки, который не спутать ни с чем. От Бологое до Осташкова 112 километров, но поезд медленный, и преодолевает их лишь за три с половиной часа. Причём скорость такая же, как и на тепловозной тяге, время в пути на полчаса больше только из-за долгой стоянки в Куженкино.22. Первая на пути станция — Бологое-Полоцкое, с кирпичным дореволюционным вокзалом. В 2013 году я садился в поезд именно на ней. После минутной стоянки дежурная поднимает диск, и...

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

23. ...раздаётся гудок, и станцию окутывают "облака". Трогаемся дальше!

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

Подробно об истории Бологое-Полоцкой дороги я уже писал в 2013 году. Она была построена в 1902-1907 годах как стратегическая магистраль, связывающая центр и запад Российской империи. В советское время на ней было активное грузовое движение по направлению в Прибалтику и Белоруссию, но с распадом СССР её значение резко упало. Линия стала малодеятельной, а скорости пассажирских поездов оставались почти неизменными с начала XX века. Но помимо этого, на ней, в основном на участке Бологое - Осташков, сохранилось немало интересных архитектурных памятников (их мы увидим по пути). Конечно, многое было утеряно в войну, а кое-что, увы, и в наши годы, но Бологое-Полоцкая осталась такой заповедной железной дорогой, став постепенно культовым объектом в среде транспортных путешественников (разумеется, сказалась и доступность её для жителей двух столиц). Поэтому не просто так запустить паровоз решили именно здесь. И если на заповедной Кругобайкальской ЖД под паровозами ходят только экскурсионные поезда, то здесь паровой тягой оснастили обычный пассажирский поезд, сделав этот "праздник" доступнее.24. Через сорок три минуты поезд делает остановку на полчаса на станции Куженкино. Это самая, пожалуй, интересная станция на линии по количеству сохранившихся построек. За полчаса пассажиры успевают её осмотреть. На обратном пути долгой стоянки здесь нет. Обратите внимание на количество людей. Можно ещё попробовать посчитать, сколько фототехники попало в кадр.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

25. Самое главное здесь — изящный деревянный вокзал-"терем". Это типовой проект для этой линии, но полностью уцелели вокзалы этого проекта только здесь и на станции Баталино. В Куженкино его недавно специально отремонтировали.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

26. Интерьер вокзала. На стенах развесили стенды про историю дороги.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

27. Местами даже стилизовали антураж под времена постройки вокзала:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

28.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

29. Возлѣ кассы виситъ росписанiе движенiя:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

30. С другой стороны — багажное отдѣленiе:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

31. Такъ выглядитъ вокзалъ со стороны площади:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

32. Но вернёмся от вокзала царских времён к советскому паровозу. Поезд отъезжает от перрона чуть дальше, к гидроколонке — для заправки паровоза водой (так что долгая стоянка имеет и техническую необходимость).

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

33.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

34. Красота! Любоваться паровозом можно долго.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

35.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

36.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

37. Посёлок Куженкино с железной дороги выглядит так. Со стороны вокзала частный сектор, а по другую сторону — пятиэтажки, бывший военный городок.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

38. Ещё одна достопримечательность станции — водонапорная башня тоже времён постройки дороги. Таких сохранилось побольше.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

39. Ну а мы едем дальше! До Осташкова ещё почти три часа. Поезд едет по русской лесной глуши. Я большую часть времени стоял в хвостовом тамбуре, глядя на убегающие вдаль рельсы. Вспоминал, как пять лет назад был здесь впервые. Тогда была середина лета. А в прошлом году ездил здесь зимой в сильный мороз. А сейчас глубокая осень. За поездом тянутся облака пара, а паровозный гудок так пронизывает лесную тишину, что его здесь, наверное, километров за пятнадцать слышно. Интересно, наверное, было бы оказаться в лесу и услышать его издалека.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

40. Бывший разъезд Шлина. Здание, опять-таки, времён постройки дороги. Из поезда вышел только дед в резиновых сапогах и со старым рюкзаком, и побрёл вдоль насыпи в деревню.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

41.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

42. Станция Баталино. Тут сохранился вокзал-близнец куженкинского.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

43. И даже деревянный туалет. Да, и это умели красиво строить.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

44. Водонапорка:

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

45. И путейская казарма. Таких вдоль всей дороги сохранилось много, и многие из них до сих пор жилые. Вот из этих деталей и складывается облик заповедной дороги.

Бологое - Осташков. На поезде под паровозом. 20 октября 2018

Источник: https://ru-railway.livejournal.com/3324943.html